Воскресенье, 11.04.2021, 22:18
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

"НАУКА О ДЫХАНИИ ИНДИЙСКИХ ЙОГОВ" - ДЛЯ САМОИСЦЕЛЕНИЯ
Дыхание по восточным методам, как средство для исцеления и физического, умственного и духовного развития

Глава I. "ЙОГИ"

На Западе обыкновенно очень сбивчиво представляют себе, что такое "йо­ги", какова их философия и деятельность. Путешественники по Индии рассказывают немало сказок об ордах факиров, нищих и всяких фокусни­ков, заполняющих большие дороги Индии и бесстыдно называющих себя "йо­гами". Но люди Запада весьма ошибутся, представляя себе типичного "йо­га" в виде истощенного, фанатичного, грязного и невежественного инду­са, который или сидит в недвижимой позе, пока тело его не окостенеет, или держит руки поднятыми вверх, пока они не одеревенеют и не высох­нут, и так и останутся на всю дальнейшую его жизнь, наконец, держит кулак свой крепко сжатым, пока ногти его пальцев не прорастут насквозь через ладонь. Все эти люди существуют - это правда, но называть их "йогами" - это звучит для настоящего йога такою же нелепостью, как для заслуженного хирурга нелепо слышать, что доктором именуют мозольного оператора или "профессором" - уличного продавца знахарских снадобий.

Издавна в Индии и в других восточных странах были люди, которые посвящали свое время и силы изучению методов развития сил человека, физических, умственных и духовных. Опыт первых поколений этих искате­лей передавался веками от учителей к ученикам, и постепенно сложена была наука - йога, т. е. этим исследованиям и учениям было в конце концов придано название "йоги" - от санскритского слова "юг" - что значит "соединять".

"Наука о дыхании" часто очень близка к области йоги и хотя первой задачей своей она имеет развитие в человеке сил его физического орга­низма, но некоторыми сторонами своими она служит и его духовному раз­витию.

Мы стремились соединить как можно больше из учений йогов в этой не­большой книге, причем вынуждены были иногда пользоваться словами и терминами, новыми для западного читателя.

Глава II. ДЫХАНИЕ РАДИ ЖИЗНИ

Жизнь всецело зависит от акта дыхания. Расходясь в подробностях теории и в терминологии, люди Востока и Запада сходятся в основных принципах.

Дышать значить жить и без дыхания нет жизни. Не только высшие жи­вотные зависят в жизни своей и в здоровье от дыхания, но и животные низшие должны дышать, чтобы жить, и даже для растений воздух необходим и без него жизнь сколько-нибудь продолжительная для них невозможна.

Дыхание составляет важнейшую из всех деятельностей тела, ибо все прочие его деятельности зависят от дыхания.

И не только жизнь для человека связана с его дыханием, но от пра­вильности дыхания всецело зависит и продолжительность жизни его и сво­бода от болезней.

Выдающиеся авторитеты гигиены утверждают, что одно поколение людей, дышащих пра­вильно, возродило бы расу и сделало бы чахотку редкостью, о которой все говорили бы, как о чем-то необычайном.

Наука Запада подтверждает, что физическое здоровье человека очень зависит от правильного дыхания. Учителя Востока, соглашаясь с этим мнением своих западных братьев, признают, что вдобавок к выигрышу фи­зического здоровья, получаемому от правильного дыхания, весьма увели­чивается от него и умственная сила человека, довольство жизнью, само­обладание, проницательность, нравственная твердость и вообще сила ду­ховная.

Йоги ведут упражнения, которыми они приобретают власть над своим телом и становятся способными посылать в любой орган его напряженную струю жизненной силы - "праны", укрепляющей и оздоровляющей этот ор­ган.

Научить всему этому - задача этой книги. Мы хотим в нескольких гла­вах дать точные объяснения и указания, которые можно было бы распрост­ранить на целые тома. Мы хотим этим пробудить в умах Запада внимание к "Науке о дыхании" йогов.

Глава IV. ЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЫХАНИЯ

Наука о дыхании, как и многие другие учения, имеет свою эзотерическую или внутреннюю сторону, как и свою сторону экзотерическую или внешнюю. Оккультисты всех времен и стран всегда учили, обыкновенно однако, в среде лишь избранных учеников, что в воздухе находится некая субстан­ция или начало, которая и дает всему движение и жизнь.

Многие авторитеты оккультизма учат, что существует всеобщее начало энергии или силы, называемое ими санскритским словом "Прана", что зна­чит "Абсолютная энергия". Вся энергия или сила во вселенной исходит из этого начала или скорее является частичной формой проявления его. Эти учения мало касаются самого предмета этой книги и в разъяснении сущ­ности праны мы ограничимся лишь тем, что она есть начало энергии, ко­торая проявляется в каждом живом существе и отличает его от всего без­жизненного. Мы можем рассматривать его, как активное начало жизни, - если хотите, как жизненную силу. Она присутствует во всех проявлениях жизни от амеб до человека, от самых первоначальных форм растительной жизни до высших форм жизни животной. Прана всё проникает собою. Она находится во всём, имеющем жизнь.

Так как по учению оккультной филосо­фии жизнь есть во всем, во всех вещах, в каждом атоме - видимая без­жизненность вещи есть лишь низшая степень проявления жизни - то по этому учению прана разлита в природе везде, находится во всем. Она не должна быть смешиваема с "Ego", "Я" - с этой частицей божественного духа в каждой душе, около которой сосредоточивается материя и энергия. Прана есть просто форма энергии, которой "Я" пользуется для своего ма­териального проявления. Когда "Я" оставляет свое физическое тело, пра­на, не будучи более под воздействием его воли, подпадает под воздейст­вие отдельных атомов или группы атомов, составляющих тело, и так как тело подвергается распаду на составные свои элементы, то всякий атом захватывает в себя частицу праны, достаточную для того, чтобы образо­вать новую комбинацию, новое живое тело, остальная же прана возвраща­ется в океан мирового запаса, из которого она отделилась. Её связь с телом существует, пока длится воздействие воли "Я", и этою волею ато­мы тела удерживаются вместе.

Под праной мы разумеем всеобщее начало, которое составляет сущность всякого движения, силы или энергии, как бы и в чем бы оно ни Проявля­лось - в силе ли притяжения, в электричестве, во вращении планет или в других формах жизни, от самой низкой до самой высокой. Прана есть душа Силы и Энергии во всех их проявлениях, - начало, которое, действуя из­вестным образом, вызывает проявления, называемые "жизнью".

Это начало присутствуют во всех формах материи, но оно не материя. Оно есть и в воздухе, но оно не воздух и не какой-либо из составляющих его химических элементов. Животные и растения вдыхают его из воздуха, и если бы его в воздухе не было, то они умерли бы, хотя были бы пере­полнены воздухом. Оно воспринимается организмом вместе с кислородом, однако оно не есть кислород.

Прана находится в атмосферном воздухе, но она находится повсюду и там, куда воздух проникнуть не может. Кислород играет важную роль в ходе животной жизни, углерод имеет подобное же значение для жизни рас­тительной, но прана имеет свою совершенно особую роль в проявлениях жизни, независимо от их физиологической стороны.

Мы постоянно вдыхаем воздух, насыщенный праной, и также постоянно извлекаем прану из воздуха, пользуясь ею для своих потребностей. В на­иболее свободном своем состоянии прана находится в атмосферном воздухе и, если он свеж, то он обильно насыщен праной, которую мы извлекаем из воздуха легче, чем из другого какого-либо источника. При обыкновенном дыхании мы вбираем в себя нормальное количество праны, но при дыхании глубоком, как учат дышать йоги - мы можем усваивать из воздуха гораздо большие запасы праны, которые скапливаются в центрах нервных и мозго­вых на случай потребности. Мы можем накапливать в себе прану, как ак­кумуляторы вбирают в себя электричество. Многие из способностей, кото­рыми располагают продвинувшися в своем развитии оккультисты, стали для них возможны, главным образом, благодаря знанию ими этого факта и ра­зумному употреблению накопленной энергии. Йоги знают, что при извест­ных приёмах дыхания усиливается приток праны в организм, и они могут собрать ее, сколько им её потребуется. При этом не только укрепляется тело физическое, но и мозг получает новый приток энергии и развиваются новые способности и психические силы. Тот, кто овладел наукой накопле­ния праны, сознательно или бессознательно, часто оказывается способным излучать из себя её, как жизненную силу и воздействовать ею на других, давая им новую жизненность и здоровье. То, что называется "магнетиз­мом", дается именно такой способностью магнетизеров, хотя многие из них не знают действительного источника своей силы.

Кислород усваивается из воздуха кровью и обращается на удовлетворе­ние потребностей организма системою кровообращения. Прана же извлека­ется из воздуха нервной системой и употребляется ею для своей работы. И, как насыщенная кислородом кровь проводится системой кровообращения по всему телу, строя его и возрождая, так и прана проходит по всем частям нервной системы, наполняя её новой жизненностью и силой.

Если мы назовем праною действующее начало в нашей так называемой жизненности, то мы образуем себе более ясное представление о той важ­ной роли, которую она играет в наших жизнях. Так же точно, как кисло­род крови расходуется кровеносной системой для потребностей тела, так и прана нашей нервной системой расходуется на наши мысли, желания, и другие виды душевной деятельности, вследствие чего необходимо постоян­ное возобновление её запасов.

Прана - это универсальное начало энергии, проявляющейся в самых разнообразных видах, включая жизненную силу.

Пранаяма, это - контроль над праной, особенно над праной, принявшей форму жизненной энергии. Йоги утверждают, что этот контроль, если он доведен до достаточно высокой степени, дает человеку господство над всеми другими проявлениями праны в природе и есть секрет здоровья, власти и мо­гущества.

Глава V. НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ОККУЛЬТНОЕ УЧЕНИЕ ЙОГОВ

Первый шаг к управлению по своей воле действиями праны, разлитой в природе, есть приобретение способности управлять той частью праны, которая проявляется в наших телах и умах. Поэтому естественнее всего начитать с себя, говорят йо­ги. Прана, заключенная в человеке, есть маленький залив из великого океана всеобщей праны, и здесь нужно начинать, желая приобрести власть над океаном. Но в организме есть еще более тонкая форма праны, чем да­же жизненная сила, проявляющаяся в телесной активности. Это психичес­кая прана, проявляющаяся в нервной, душевной и умственной деятельности человека. А так как душевная и нервная энергия ближе к "Я", чем телес­ные силы, то йоги учат начинать пранаяму именно с подчинения воле нервной и душевной деятельности.

Первая цель при упражнениях Пранаямы - это пробуждение ритмических вибраций при помощи дыхания, управляемого и контролируемого сознанием. От этого дыхания возникают вибрации, пробуждающие силу Кундалини, при помощи которой производятся сверхнормальные психические феномены. Вто­рая цель - это сосредоточение праны или нервной силы, контроль над её расходованием и управление ею. Прана наполняет собой весь организм, сохраняясь, как в аккумуляторах, в различных ганглиях или нервных сплетениях, особенно в большом "солнечном" сплетении.

Глава VII. ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОС И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ

Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы нау­читься дышать носом и победить обычную привычку - дышать ртом.

Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно жизненной важности - каким именно из этих двух способов он дышит, ибо один дает здоровье и силу, а другой ведет к болезням и слабости.

Конечно, не должно было бы быть и надобности объяснять читателю, что нормальный способ дышать - через нос, но невежество цивилизованно­го человечества по отношению к некоторым простым вещам прямо порази­тельно.

Многие из болезней, которым подвержен цивилизованный человек, при­чиняются ему именно этой общей привычкой дышать через рот.

Много заразных болезней распространяется этой злополучной привычкой дышать ртом, и немало случаев простуды и катаральных заболеваний долж­но приписать всё той же причине.

Мы настаиваем перед читателем на особенной важности для него усво­ить себе этот способ дыхания и советуем - не пренебрегать этой подроб­ностью будто бы второстепенного значения.

Глава VII. ЧЕТЫРЕ СПОСОБА ДЫХАНИЯ

Рассмотрение вопроса о дыхании мы начнем с ознакомления с механическим устройством нашего дыхательного аппарата. Механика дыхания заключает­ся: 1) в эластических движениях легких и 2) в движениях боков и низа грудной клетки, в которой легкие находятся. Грудная клетка это та часть туловища человека, которая находится между шеей и брюшной по­лостью, и которая в большей части занята легкими и сердцем. Она огра­ничивается спинным хребтом, ребрами, грудной костью и снизу диафраг­мой. Ее можно сравнить с коническим, со всех сторон закрытым, ящиком, которого конический конец направлен кверху, задняя сторона образуется спинным хребтом, передняя - грудной костью и бока - ребрами.

Йоги различают четыре главных способа дыхания:

1) Верхнее дыхание.
2) Среднее дыхание.
3) Нижнее дыхание.
4) Полное дыхание йогов.

Мы дадим общий очерк первых трех способов и подробно остановимся на четвертом, на котором главным образом и, основана, наука йогов о дыха­нии.

1. Верхнее дыхание

Этот способ дыхания известен на Западе под названием "ключичного дыха­ния". Дыхание этого рода, расширяя ребра, поднимает ключицу и плечи, в то же время сжимая кишечник и надавливая им на диафрагму, которая в ответ тоже напрягается, вспучиваясь.

При этом используется только верхняя часть легких, которая притом же по величине есть и наименьшая, и, следовательно, при этом в легкие входить лишь наименьшая часть воздуха, чем могла бы. Вдобавок и диаф­рагма, двигаясь вверх, не имеет много места в этом направлении. Анато­мическое изучение грудной полости убедит каждого, что при этом способе получается при наибольшем усилии наименьший полезный результат.

Верхнее дыхание, очевидно, наихудшее дыхание. Оно расточает энергию и бедно результатами. Именно этот способ дыхания всего более распрост­ранен на Западе. Так, обыкновенно, дышат женщины и даже певцы, пропо­ведники, адвокаты и др., которые, казалось бы, должны были лучше знать дело.

Много болезней голосовых и дыхательных органов происходит непосред­ственно от этого варварского способа дыхания и от того напряжения, ко­торому он подвергает органы столь деликатные по своему строению. Хрип­лый неприятный голос - частый результат его. Многие, дышащие именно этим способом, обязаны этим дурной привычке дышать открытым ртом.

Если читатель сомневается в правильности сказанного, ему нетрудно проверить это собственным опытом - пусть он, выдохнув из груди весь воздух, станет прямо, опустив руки спокойно по сторонам, и затем вздохнет, приподнимая плечи и ключицы. Он убедится, что количество вдохнутого воздуха будет гораздо меньше нормального. Затем пусть он сделает вздох полной грудью, опустив плечи и ключицы, и он получит на­глядный урок, который он, конечно, запомнит лучше, чем всякие слова, сказанные или напечатанные.

2. Среднее дыхание

Этот способ дыхания известен на Западе под названием реберного или междуреберного дыхания и хотя менее плох, чем верхнее дыхание, однако гораздо ниже по результатам полного дыхания йогов. При среднем дыхании диафрагма нажимает вверх, и кишечник втягивается внутрь. Ребра при этом несколько раздвигаются, и грудь соответственно расширяется. Так как мы можем указать два способа лучших, то в ним мы непосредственно и перейдем.

3. Нижнее дыхание

Эта форма дыхания гораздо лучше обеих, описанных выше, и в последние годы некоторые западные авторы превознесли ее под именем "брюшного" дыхания", "глубокого дыхания", "диафрагмического дыхания" и пр. Для йогов же эта форма дыхания составляет лишь часть той системы, которая им известна уже многие столетия и называется ими "полным дыханием".

Что такое диафрагма? Диафрагма - это большой, плоский мускул, отде­ляющий грудную полость от брюшной. В состоянии покоя он образует как бы небо над брюшной полостью, имея выпуклость, обращенную к легким. По отношению же к легким диафрагма представляет собою как бы поднявшийся округлый холм. Когда диафрагма приходить в действие, вершина понижает­ся, и диафрагма давит на кишечник.

При нижнем дыхании легкие имеют более свободы действия и сообразно с этим и воздуха они могут поглотить больше, чем это возможно при верхнем и среднем дыхании. Но в итоге верхнее дыхание наполняет возду­хом только верхнюю часть легких, среднее - только среднюю и часть верхней, а нижнее - среднюю и нижнюю. Очевидно, что способ дыхания, который наполняет воздухом всё пространство легких, предпочтительнее каждого из этих трех, давая возможность легким усвоить из воздуха наи­большее количество праны. Таким наилучшим из всех является "полное ды­хание" йогов.

4. Полное дыхание йогов

"Полное дыхание" йогов соединяет в себе все хорошие стороны верхнего, среднего и нижнего дыхания, не имея их недостатков. Оно приводит в движение весь дыхательный аппарат легких, каждую их клеточку, каждый мускул дыхательной системы. Максимум пользы получается при минимуме затраченной энергии. Грудная полость расширяется во всех направлениях и каждая часть её дыхательного механизма работает в полную меру своей возможности.

Диафрагма при этом имеет полную свободу выполнить свое назначение и оказать действию легких наибольшую помощь. Нижние ребра оттягиваются диафрагмой вниз, тогда как другие мускулы удерживают их на месте, а междуреберные тянут вверх, вследствие чего средняя часть груди расши­ряется до максимума. Верхняя часть легких наполняется воздухом, тоже в полной мере, благодаря действию тех же междуреберных мускулов. Такое общее и одновременное действие всех мускулов верхней, средней и нижней части груди и диафрагмы дает наилучшие результаты. В следующей главе мы укажем практические приёмы и упражнения, посредством которых можно усвоить себе "полное дыхание" йогов.

Глава VIII. КАК УСВОИТЬ СЕБЕ ПОЛНОЕ ДЫХАНИЕ

Полное дыхание йогов есть основа всего учений йогов о дыхании, и вы должны вполне освоиться с ним и овладеть им в совершенстве, если хоти­те получить результаты и от других форм дыхания, описываемых в этой книге. Не должно удовлетворяться полуусвоением, нужно поработать серь­езно, пока это дыхание не станет вашим обычным дыханием. Это потребует труда, времени и терпения, но без этих трех вещей никогда ничего не достигалось. Перед вами не легкий путь в науку о дыхании, и вы должны быть готовы много потрудиться, если желаете иметь результаты. Резуль­таты, даваемые полной властью над дыханием, очень велики, и никто из достигших "полного дыхания" по своей воле не возвращается к старому способу; наоборот, все говорят, что их труды щедро вознаграждены. Итак, не ограничивайтесь беглым просмотром и поверхностной пробой не­которых из указанных здесь приемов дыхания, почему-либо особенно прив­лекших ваше внимание, но будьте настойчивы и результаты не замедлят появиться. Если же вы отнесетесь к делу небрежно, то только сделаете себе временное развлечение из дела.

Считаем нужным прежде всего сказать, что полное дыхание не есть нечто искусственное и ненормальное. Напротив, это есть прямое возвра­щение к природе. Здоровый взрослый дикарь и здоровый ребенок цивилизо­ванных народов дышат именно так, но цивилизованный человек, привыкая к ненормальному складу жизни, ненормальной одежде и пр., теряет нормаль­ное дыхание. И мы спешим предупредить читателя, что полное дыхание вовсе не обозначает полного наполнения воздухом легких при каждом вды­хании. Можно вдыхать среднее количество воздуха, следуя способу полно­го дыхания, но распределять это большое или малое количество воздуха правильно по всему объему легких. Однако несколько раз в день, в удоб­ное для того время, должно делать ряд глубоких полных вдыханий, чтобы поддерживать всю систему в должном порядке.

Следующее простое упражнение ясно покажет вам, что собственно есть дыхание.

1. - Станьте или сядьте прямо. Втягивая воздух через ноздри, делай­те медленное вдыхание, наполняя нижнюю часть легких, что достигается действием диафрагмы, которая, опускаясь, нажимает мягко на брюшную по­лость. Заставляя выдвинуться вперед переднюю станку живота, наполняйте воздухом среднюю часть легких, раздвигая нижние (ложные) ребра, груд­ную кость и весь грудной ящик. Затем наполните воздухом верхнюю часть легких, расширяя верх груди и раздвигая верхние шесть пар ребер. В заключение нужно втянуть внутрь нижнюю часть живота, что даст опору легким и позволит наполнить воздухом и самую верхнюю часть.

На первый взгляд вам покажется при чтении этого описания, что дыха­ние это состоит из трех раздельных движений. Это однако неверно. Вды­хание идет одним движением, которым поднимается в указанной последова­тельности вся грудь, от опускаемой диафрагмы до самых верхних ребер и ключиц. Избегайте толчков в дыхании и старайтесь делать его плавным, медленным движением, вы должны приучить себя делать полное вдыхание в течете двух секунд.

2. - Задержите дыхание на несколько секунд.

3. - Медленно выдыхайте, держа грудь по-прежнему широко расправлен­ной и отпуская понемногу живот по мере того, как воздух выходит из легких. Когда воздух выйдет из легких весь, отпустите напряжение груди и живота. Небольшая практика сделает для вас все это движение легким, и усвоенное однажды, далее оно сделается уже автоматическим.

Легко видеть, что при этом способе дыхания все части дыхательного аппарата приводятся в движение, и упражняются все части легких вплоть до самых отдаленных их клеток. Грудная клетка расширяется во всех нап­равлениях. Вы должны заметить при этом, что полное дыхание есть, дейс­твительно, соединение нижнего, среднего и верхнего дыхания, следующих быстро одно за другим, так что образуется одно общее, целостное, пол­ное дыхание.

Усвоить себе полное дыхание - это, быть может, дастся лишь не без некоторых усилий, но, раз приобретя его, вы уже наверно по собственно­му желанию не вернетесь к вашему нынешнему.

Глава IX. ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ ПОЛНОГО ДЫХАНИЯ

Сколько ни говорить о преимуществах полного дыхания перед другими фор­мами, это никогда не будет чересчур много. И читатель, внимательно прочитавший предыдущие страницы, не будет нуждаться в новых указаниях на эти преимущества.

Практика полного дыхания сделает всякого человека, как мужчину, так и женщину, совершенно свободным от опасности заболеть чахоткой или ка­ким-либо расстройством дыхательных органов, раз и навсегда избавить от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т. п.

Чувствуя озноб, попробуйте сильно подышать несколько минут и вы по­чувствуете тепло, разливающееся по всему телу. Большая часть простуд может быть вылечена в один день полным дыханием и диетой.

Качество крови очень сильно зависит от её надлежащего насыщения кислородом в легких, и наоборот, если кровь недостаточно насыщается кислородом, она становится как бы разжиженной и наполненной при этом всевозможными отбросами. Тогда весь организм начинает страдать от не­достатка питания и часто в нем появляются признаки настоящего острого отравления, зависящего именно от отбросов, своевременно не удаляемых из крови.

Так как весь организм, все его части и органы зависят в своем пита­нии от крови, то нечистая кровь должна действовать на всю систему. Средство против этого ясно - это полное дыхание йогов.

Полное дыхание создает ритм, который является могучим средством об­новления и оживления организма, имеющимся в руках природы. Мы хотим, чтобы нас ясно поняли. Идеал йога, это - тело здоровое во всех своих частях, находящееся под управлением сильной и развитой воли, оживлен­ной высокими идеалами.

И люди тратят состояния, пытаясь вернуть здоровье при помощи слож­ных и дорогих систем лечения, не замечая того, что всегда находится в их распоряжении. Здоровье само сочится в их дверь, но они не пускают его. Поистине камень, который отбрасывают строители, ложится во главу угла храма здоровья.

Глава X. ОТРЫВКИ УЧЕНИЙ ЙОГОВ

Мы приводим ниже описание трех видов дыхания, широко распространенных у йогов. Первое - это хорошо известное очистительное дыхание йогов, действием которого объясняется удивительная сила и крепость легких, встречаемая у йогов. Йоги, обыкновенно, заканчивают свои дыхательные упражнения этим очистительным дыханием, и мы в этой книге рекомендуем следовать их системе. Мы приводим также описание "оживляющего нервы" дыхательного упражнения йогов, которое передавалось среди них из века в век, и которое нисколько не улучшили западные проповедники идей "фи­зической культуры", хотя некоторые из них заимствовали это упражнение у йогов. Затем мы даем описание голосового дыхания йогов, от которого в значительной степени зависят мелодичные и звучные голоса восточных йогов. И мы находим, что если бы в этой книге не было больше ничего, кроме описания этих трех видов упражнений, то и в таком случае наша книга имела бы огромную ценность для западного читателя. Пускай чита­тели примут описания этих упражнений, как дар, от своих восточных бра­тьев, и пускай они применяют эти упражнения на практике.

Очистительное дыхание йогов

У йогов есть излюбленная форма дыхания, которую они практикуют, когда чувствуют необходимость проветрить и очистит легкие. Как мы уже гово­рили, они заканчивают другие дыхательные упражнения этим дыханием, мы и рекомендуем нашим читателям делать то же самое. Очистительное дыха­ние проветривает и очищает легкие, возбуждает все их клеточки и повы­шает общее здоровье всего организма, освежая всю систему. Ораторы, певцы, учителя, актеры и люди других профессий, которым приходится сильно напрягать легкие, найдут это упражнение необыкновенно успокаи­вающим и поднимающим силы усталых дыхательных органов.

1) Вдохнуть полное дыхание.
2) Удержать дыхание на несколько секунд.
3) Сжать губы, как бы для свистка, не раздувая щек, затем, со зна­чительной силой выдохнуть немного воздуха. Затем, на секунду остано­виться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т. д., пока воздух не будет весь выдохнуть. Заметьте, что очень важно, чтобы воздух выдыхался с силой.

Это упражнение будет действовать необыкновенно освежающим образом на всякого усталого, утомленного человека. Небольшой опыт убедит чита­телей в достоинствах этого упражнения.

Глава XIV. ЯВЛЕНИЯ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ ПСИХИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ ЙОГОВ

За исключением упражнений, касающихся ритмического дыхания йогов, большинство упражнений, приводимых в этой книге, относится к физичес­кой плоскости и может иметь только физические результаты. Это очень важно само по себе, и йоги смотрят на эту сторону дела, как на первое необходимое достижение, которое явится базой для дальнейших стремлений проникнуть на психическую и духовную плоскости.

Дальше мы рассмотрим ту часть науки йогов о дыхании, которая отно­сится в психической плоскости. Мы приводим серию упражнений, сопровож­дая каждое объяснением.

Мы просим читателей обратить внимание на то, что в каждом упражне­нии ритмическое дыхание должно сопровождаться мыслями, которые именно должны приводить в желаемым результатам. Относительно того, каким об­разом соединять мысль с ритмическим дыханием, даются подробные указа­ния.

Общие указания относительно психического дыхания йогов

Основой для всего психического дыхания йогов служит ритмическое дыха­ние, относительно которого мы говорили в предыдущей главе. В дальней­шем, чтобы избежать повторений, мы просто будем говорить, когда это нужно, "дышите ритмически" и потом давать указания для применения к дыханию психической силы, т. е. указания того, каким образом управлять волей для того, чтобы она действовала в соединении с ритмическими ды­хательными вибрациями. После небольшой практики вы найдете, что вам нет никакой надобности считать, производя ритмическое дыхание, так как ум сам схватит идею времени и ритма, и вы будете в состоянии дышать ритмически, совершенно не думая об этом, т. е. чисто автоматически.

1. Распределение праны

Лягте на пол или на кровать, свободно растянувшись и, насколько воз­можно, расслабив все мускулы, с руками, свободно лежащими на солнечном сплетений (т. е. над нижней частью желудка, где начинают разделяться ребра). Дышите ритмически. Когда ритм вполне установлен, желайте, что­бы каждое вдыхание втягивало в тело увеличенное количество праны или жизненной энергии из бесконечного запаса природы; входящая в организм прана должна втягиваться нервной системой и как бы складываться в сол­нечном сплетении. При каждом выдыхании желайте, чтобы прана или жиз­ненная энергия распределялась по всему телу, к каждому органу, к каж­дой части тела, к каждому мускулу, к каждой клеточке, к каждому атому, чтобы каждый нерв, артерия и вена, от темени и до подошвы ног, оживля­лись, усиливались и укреплялись благодаря притоку этой жизненной силы, чтобы каждый нерв внутри наполнялся новым запасом силы и мог бы посы­лать энергию и жизнь в те части организма, которые от него зависят.

Упражняя таким образом волю, необходимо рисовать себе мысленно картину праны, входящей в организм через легкие и затем переходящей в солнеч­ное сплетение, и при выдыхании представлять себе, как прана расходится по всем клеточкам тела до кончиков пальцев рук и ног. Нет необходимо­сти особенно напрягать волю при этом упражнении, нужно только мысленно приказывать или требовать, чтобы всё делалось так, как вы желаете, а затем стараться, как можно ярче, представить себе мысленно то, что должно происходить. Это всё, что необходимо. Спокойное приказание се­бе, сопровождаемое яркими умственными картинами, будет действовать го­раздо сильнее, чем чересчур сильное напряжение воли, на которое будут бесполезно тратиться силы. Описанное упражнение в высшей степени по­лезно и очень сильно освежает и укрепляет нервную систему, давая чувс­тво отдыха всему телу. Оно особенно благодетельно в тех случаях, когда человек устал или чувствует недостаток энергии.

2. Подавление боли

Лечь или сесть прямо, дышать ритмически, держа в уме мысль, что вы вдыхаете прану, затем, выдыхая, послать прану к больному месту с целью восстановить там влияние нервного тока. Затем вдохнуть еще праны для того, чтобы при помощи её уничтожить болезненное состояние, и, выды­хая, упорно держать мысль, что вы с этим выдыханием изгоняете боль. Чередовать эти два мысленные приказания, отдаваемые телу, т. е. при вдыхании представлять себе, что больное место укрепляется и оздоровля­ется, а при выдыхании изгоняется боль. Проделать и то, и другое по се­ми раз и закончить очистительным дыханием, после которого тело должно получить небольшой отдых. Затем повторить упражнение и делать его до тех пор, пока получится облегчение боли, что будет через очень недол­гое время. Очень часто бывает, что боль ослабевает, прежде чем закон­чены первые семь дыханий. Если на больное место положить руку, то ре­зультаты получатся еще скорее. Тогда, в дополнение ко всему описанно­му, нужно еще послать ток праны по руке к больному месту.

3. Управление кровообращением

Лечь или сесть прямо, дышать ритмически; и с выдыханием направлять усиленный поток крови к той части тела, куда вы хотите, и которая в данный момент страдает от недостатка притока обновляющей силы. Это очень действительно в случае постоянно холодных ног или головной боли, происходящей от недостатка крови в мозгу. Посылаемая кровь в обоих случаях произведет нужное действие, в первом случае согреет ноги, а во втором избавить мозг от чересчур сильного давления. В случае головной боли прежде всего нужно попробовать упражнение, изгоняющее боль, а за­тем уже, если оно не поможет, попробовать посылать к мозгу усиленный приток крови. При небольшой привычке наблюдать за этим ощущением, ко­торое мы, обыкновенно, не замечаем, человек очень легко приучится сле­дить за переливанием крови в сосудах своего организма, и он будет чувствовать тепловые ощущения во всех частях своего тела, на которые он обратит свое внимание. Это именно ощущение идущей по артериям кро­ви. Кровообращение очень легко может быть взято под управление созна­тельной воли, и обладание ритмическим дыханием делает эту задачу очень легкой.

4. Самолечение

Лечь, совершенно ослабив все мускулы тела, дышать ритмически и мыслен­но отдавать приказание себе с каждым дыханием поглощать как можно больше праны, с каждым выдыханием посылать прану к больным частям тела с целью оживить и укрепить их. Видоизменять это упражнение тем, что при некоторых дыханиях отдавать мысленные распоряжения, чтобы больное состояние данного органа или части тела исчезло, т. е. чтобы устранить ненормальные условия. При этом упражнении очень полезно пользоваться руками, проводя ими по телу от головы до больного места. Пользуясь ру­ками для самолечения или для лечения других, необходимо все время дер­жать в уме образ или картину того, как прана выходит из вашего тела по рукам и через кончики пальцев входить в тело других людей или в ваше же собственное тело в нужное место. Разумеется, здесь могут быть даны только самые общие указания относительно лечения различных болезней, но небольшая практика с описываемыми упражнениями, при условии введе­ния в них изменений, нужных для каждого отдельного случая, которые мо­жет произвести всякий человек сам, даст удивительные результаты. Неко­торые йоги кладут на больное место обе руки и затем, производя ритми­ческое дыхание, стараются, как можно ярче, представить себе, т. е. держать перед своим мысленным взором, картину, что они как бы изливают прану в больное место тела, укрепляя его, усиливая его и уничтожая в нем все условия, создавшие болезнь. Представьте себе, что вы накачива­ете из колодца свежую воду в ведро с грязной водой и видите, как чис­тая вода вытесняет грязную и, наконец, совершенно заменяет ее собой. Подобные образы помогают установить связь между больным и здоровым состояниями тела и помогают мысленно заменить больное состояние здоро­вым.

5. Лечение других

Мы не можем рассматривать вопроса о психическом лечении болезней при помощи праны в этой книге со всеми нужными подробностями, так как это очень далеко отвело бы нас от поставленной цели, но мы можем и должны даль читателям наиболее простые и ясные указания относительно данного вопроса - такие указания, какие дали бы читателям возможность сделать много добра, облегчая боль других. Прежде всего, как самое главное, нужно помнить, что при помощи ритмического дыхания и мысли, находящей­ся под управлением воли, вы можете ввести в свой организм увеличенное количество праны и затем можете перевести части этой праны в тело дру­гого человека, укрепляя и поддерживая жизненность больных органов, как бы вливая в них здоровье и вытесняя болезнь.

Прежде всего вы должны выучиться образовывать ясные ментальные образы посылаемого здорового состояния, затем вы должны быть в состоянии чувствовать прилив праны в свое тело и затем - силу, идущую по вашим рукам и выходящую из кончи­ков ваших пальцев в тело пациента. При этом пальцы нужно не прижимать, но свободно держать на больном месте. Затем представьте себе, что из вас в больной организм переходит жизненная сила и представьте себе, что пациент как бы наполняется вашей праной до тех пор, пока совершен­но изгонится создавшееся в нем болезненное состояние. Время от времени приподнимайте руки и трясите пальцами, как будто бы вы сбрасываете с них "болезнь". Очень полезно делать это с известными промежутками и также необходимо мыть руки после лечения, так как иначе на вас могут остаться следы болезненного состояния пациента.

Точно так же необходи­мо проделывать очистительное дыхание несколько раз после каждого сеан­са. Во время лечения вы должны представлять себе, что ваша прана пере­ходить в пациента одним непрерывным потовом. Вы являетесь как бы насо­сом, соединяющим вашего пациента с запасом праны природы, и прана сво­бодно проходит через вас. Вам нет никакой надобности делать какие-ни­будь сильные движения руками - наоборот, чем свободнее будут ваши ру­ки, тем легче они будут передавать прану, нужную больному организму. Ритмическое дыхание может быть часто повторяемо во время сеанса для того, чтобы поддержать правильный ритм вашего тела и чтобы помогать свободному переходу праны. Лучше класть руки на голую кожу, но, вообще говоря, платье не может помешать лечению. Иногда полезно слегка уда­рять тело кончиками пальцев, держа пальцы слегка раздвинутыми. Это почти всегда облегчает боль пациента, если он ее чувствует.

В случае застарелой болезни может оказаться очень полезным давать умственные приказания в следующем виде: "выздоравливайте, выздоравливайте! будьте сильнее, будьте сильнее!" и т. п. Эти слова важны не только для паци­ента, сколько для вас самих, так как они помогают более точному и строгому направлению вашей воли к желаемой цели. Помните, что за всеми вашими действиями должна стоять воля. Производите изменения в формах лечения соответственно каждому данному случаю, пользуясь в этом отно­шении своим собственным суждением и своей интуитивной способностью и изобретательностью.

Мы даем вам здесь только общие начала, и вы сами должны учиться применять их к сотням различных случаев. Приведенное выше простое упражнение, если его внимательно изучить и правильно при­менять, даст возможность делать всё, что совершают "магнетические це­лители", хотя их системы, обыкновенно, чересчур сложны и громоздки. Они пользуются праной бессознательно и невежественно, называя её маг­нетизмом. Если бы они умели соединять ритмическое дыхание со своим магнетическим лечением, они получали бы гораздо более важные и значи­тельные результаты.

6. Лечение на расстоянии

Прана, окрашенная мыслью посылающего ее лица, может быть передана на любое расстояние к любому лицу, которое готово принять её. Этим спосо­бом также может производиться лечение. Это весь секрет, лечения на расстоянии, которым за последние десятилетия начал интересоваться за­падный мир. Мысль целителя посылается к желаемому лицу, пропитывая со­бою посылаемую прану.

Пробегая через пространство, мысль соприкасается с психическим аппаратом того человека, к которому она направлена, и входит в его организм. Она невидима, подобно волнам Маркони, она про­ходит через все препятствия, стоящие на её пути и, повинуясь закону притяжения и отталкивания, находит именно то лицо, к которому она послана, которое соответственно "настроено" для её принятия. Для того, чтобы достигнуть действительных результатов в лечении на расстоянии, вы должны прежде всего обладать способностью ярко представлять желае­мое лицо, как бы видеть человека мысленно до тех пор, пока вы не по­чувствуете, что между вами и им установилась какая-то связь, какое-то соотношение. Эта часть психического процесса, зависящая от образности представлений целителя и чувства установившегося контакта, очень важ­на, и ее нельзя смешивать ни с какой другой.

Чувство контакта состоит в том, что вы чувствуете, что данный чело­век как бы находится около вас - это чувство близости. Человек, кото­рый проделал все указанные упражнения дыхания, приучил себя к напряже­нию воли и достиг результатов, сам увидит, что более ясно выразить мысль невозможно. Способность яркого представления и ощущения контакта приобретается небольшой практикой. Некоторые люди обладают ею с перво­го опыта. Каждая правильно посланная мысль скажет пациенту: "Я послал вам запас жизненной силы или энергии, которая укрепит и излечить вас".

Затем представьте себе прану, исходящую от вас с каждым дыханием, т.е. с каждым выдыханием производимого вами ритмического дыхания, почти моментально перелетающую пространство, разделяющее вас от пациента, входящую в него и исцеляющую его. Нет никакой необходимости назначать для лечения определенный час, хотя вы можете сделать это, если находи­те нужным. Воспринимательное состояние пациента, когда он ожидает ле­чения и раскрывает себя навстречу вашей психической силе, настраивает его так, что он делается способным воспринимать ваши вибрации, когда бы вы их ему ни послали. Но если вы сговоритесь с ним относительно ча­сов и заставите его в определенное время приводить себя в пассивное состояние и стремиться стать восприимчивым, то это даст еще лучшие ре­зультаты. Сказанное заключает в себе все главные принципы лечения на расстоянии. Всякий человек, практически проделавший приводимые упраж­нения, может делать всё то, что производят так называемые "магнетичес­кие целители".

Глава XV. ДАЛЬНЕЙШИЕ ЯВЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПСИХИЧЕСКИМ ДЫХАНИЕМ ЙОГОВ

1. Посылание мысли

Мысль может быть послана на расстоянии при помощи того же самого спо­соба, который употребляется при лечении на расстоянии. Другие люди мо­гут чувствовать действие посылаемых им мыслей. При этом необходимо помнить всегда, что никакая злая мысль не может нанести вреда челове­ку, который сам не имеет в себе злых мыслей. Добрые мысли всегда пере­силивают злые, и злые всегда уступают добрым. Но человек всегда может возбудить интерес и внимание другого в желаемую сторону, посылая ему последовательный ряд мыслей и вместе с ними прану, насыщенную теми идеями, которые он хочет передать. Если вы хотите вызвать любовь или симпатию другого человека и сами чувствуете к нему любовь и симпатию, вы можете, посылая ему свои мысли, достигнуть очень больших результа­тов, в особенности, если ваши мотивы совершенно чисты.

Но никогда не пытайтесь повлиять на человека к его вреду или из каких-нибудь нечис­тых и эгоистических мотивов, так как все эти мысли и заключенное в них зло с удесятеренной силой обратятся на вас самих и принесут вам беско­нечно больший вред и зло, чем то, которое вы хотели принести другому. Психическая сила не может принести вреда, если ею пользоваться без эгоистических целей, но берегитесь "черной магии" или неправильного и кощунственного пользования этой высокой силой природы. Все попытки та­кого рода похожи на игру с динамитом, и человек, заигрывающий с этими силами, всегда бывает наказан результатами своих действий. Кроме того, никакой человек с нечистыми мотивами не может приобрести сколько-ни­будь значительной степени психической силы, и в то же время чистое сердце и чистые ум являются непроницаемым щитом, безусловно охраняющим от всех злых действий неправильно направленной силы. Будьте чисты, и ничто не может повредить вам.

2. Образование ауры

Если вы находитесь в обществе людей низшего порядка ума, вы чувствуете как бы давящее влияние их мыслей. Попробуйте тогда проделать ритмичес­кое дыхание и, получив благодаря ему добавочный запас праны, создайте мысленный образ, что вы окружаете себя полученной праной, как скорлу­пой. Заключите себя мысленно в такое яйцо праны, непроницаемое для влияния, идущего с низших плоскостей. Создав яркий мысленный образ та­кой окружающей вас оболочки, вы почувствуете, что совершенно защищены от влияния грубых мыслей или каких бы то ни было нечистых влияний дру­гих.

3. Насыщение организма праной

Если вы чувствуете, что ваша жизненная энергия ослаблена и что вы нуж­даетесь в быстром приобретении новых запасов сил, то вам очень поможет следующее упражнение. Сядьте, плотно сжав ваши ноги, и соедините руки, вложив пальцы одной руки между пальцами другой. Это замкнет круг ваше­го тела и остановит на время всякое истечете праны из вашего организ­ма, которое при всяком расстроенном состоянии организма идет очень сильно через конечности; затем ритмически дышите некоторое время, и вы почувствуете прилив сил и возобновление жизненной энергии вашего орга­низма.

4. Насыщение праной организмов других людей

Если вы видите человека, которому не хватает жизненности, вы можете помочь ему, направляя на него потоки праны. Это делается следующим об­разом. Сядьте лицом к нему так, чтобы пальцы ваших ног касались его ног, и держите его руки в своих и затем дышите ритмически, образовав ментальный образ праны, посылаемой в его организм, и рисуйте себе мыс­ленно, как его организм получает посылаемую ему прану. Люди, обладаю­щие слабой жизненностью или пассивной волей, должны быть очень осто­рожны при таких опытах, так как прана человека со злыми желаниями бу­дет окрашена его мыслями и может дать ему вредное влияние над волей слабого лица. Однако, последний легко может устрашить такое влияние, закрывая круг (как было раньше объяснено) и проделывая несколько рит­мических дыханий, заканчивая их очистительным дыханием.

5. Насыщение праной воды

Вода может быть насыщена праной при помощи ритмического дыхания. Желая это сделать, в левой руке держат за дно стакан воды и, сложив вместе пальцы правой руки, держат их над стаканом, слегка потряхивая ими, как бы стряхивая с них что-то в воду, так как бы вы стали стряхивай с пальцев капли воды в стакан. В то же время в уме нужно держать мен­тальный образ праны, входящей в воду. Вода, насыщенная таким образом, является укрепляющим средством для слабых или больных людей, особенно, если насыщение воды праной производилось не только механически, но сопровождалось напряжением воли и ментальными картинами вхождения пра­ны в воду.

Предостережение, данное в последнем упражнении, применимо и к это­му, хотя опасность здесь существует в гораздо меньшей степени.

7. Приобретение физических свойств

Внешний вид человека, его действия, походка и пр. соответс­твуют тому, что он думает. Изменение мыслей человека непременно отра­зится на его внешнем виде и действиях. Чтобы развить какую-нибудь часть тела, направляют на нее внимание и дышат ритмически, держа в уме картину посылаемого туда усиленного запаса праны или нервной силы и таким образом увеличивают жизненность этой части тела и развивают её. Этот метод применяется одинаково к любой части тела, какую бы мы захо­тели развивать. Многие западные атлеты бессознательно применяют этот метод в своих упражнениях, и читатель, внимательно следивший за нашей мыслью, поймет, каким образом применять принципы йогов к любой работе над собой. Общие правила для упражнений те же самые, как и в предыду­щих случаях (т.е. такие же, как для приобретения ментальных свойств). Раньше мы уже говорили о способах лечения физических болезней и расст­ройств.

8. Управление эмоциями

Нежелательные эмоции, как страх, тревога, заботы, ненависть, гнев, ревность, зависть, меланхолия, возбуждение, грусть к пр. вполне подда­ются контролю воли, и воле очень сильно помогает влиять на них в таких случаях ритмическое дыхание. Приводимое дальше упражнение оказывается необыкновенно действительным в таких случаях, хотя йогам, достигшим известного развития, оно редко бывает нужно, так как они уже давно ос­вободились от вышеуказанных нежелательных душевных свойств благодаря своему глубокому духовному росту. Но человек, начинающий изучать сис­тему йогов, должен проделать это упражнение, так как оно сильно помо­жет его внутреннему росту.

Дышите ритмически, сосредоточивая вое свое внимание на солнечном сплетении, посылая ему мысленно приказания такого характера, какие в данный момент нужны. Эти приказания нужно посылать очень твердо и од­новременно с выдыханием воздуха, в то же время нужно рисовать себе мысленно, что вместе с воздухом человек выгоняет из себя нежелательные эмоции. Повторить это выдыхание семь раз и закончить очистительным ды­ханием. Почти неизбежно человек почувствует сильное облегчение. Но приказания должны делаться уверенно и очень серьезно, потому что неу­веренность, колебания или сомнения, допущенные в них, уничтожают все результаты работы.

9. Возбуждение деятельности мозга

Йоги нашли, что следующее упражнение оказывается очень полезным для возбуждения деятельности мозга, в целях получения более сильного мыш­ления и умозаключений. Это упражнение производит удивительное дейс­твие, как бы очищая мозг, и люди, занятые умственной работой, находят его необыкновенно полезным. Оно помогает им, с одной стороны, дости­гать лучших результатов в работе, а с другой стороны, необыкновенно освежает ум, дает ему возможность действительно отдохнуть и таким об­разом избавляет его от опасности переутомления.

Сесть прямо, держа спинной хребет прямым. Смотреть вперед себя, опустив руки на колени. Дышать ритмически, но вместо того, чтобы ды­шать через обе ноздри, как в обыкновенных упражнениях, зажмите левую ноздрю пальцами левой руки и вдохните через правую ноздрю. Затем, отодвинув пальцы и закрывая правую ноздрю пальцами правой руки, выдох­ните через левую ноздрю. Затем, не меняя пальцев, вдохните через левую ноздрю и, переменив пальцы, выдохните через правую ноздрю. Затем вдох­ните через правую, выдохните через левую и т.д. и т.д., меняя ноздри, как объяснено, закрывая их большим или указательным пальцем. Это одна из старейших форм дыхания йогов, она очень важна, приносит боль­шие результаты и ее очень полезно проделывать. Но йогам смешно думать, что в западном мире этот метод очень часто считают главной тайной ды­хания йогов.

Рамачарака. "Наука о дыхании индийских йогов"




Источник: http://www.e-puzzle.ru
Категория: Мои статьи | Добавил: vodolei (05.02.2014)
Просмотров: 986 | Теги: Пранаяма, Космоэнергетика, Целительство | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0